Блог
Шейка матки

ВПЧ - одни не знают, другие страдают

Ко мне на прием приходит две очень отличающиеся друг от друга группы пациенток. Первые - «беззаботные», на вопрос о том, когда они последний раз сдавали цитологический мазок и анализ на ВПЧ, долго не могут понять, о чем идет речь, а разобравшись, машут рукой и говорят: «Что-то сдавала, когда не помню, вроде все нормально было». После моего рассказа о важности этих анализов нехотя соглашаются их сделать, но в целом в большей степени озабочены другими гинекологическими проблемами. Вторая группа - «Запуганные ВПЧ» - это крайне встревоженные пациентки. Их беспокойство связано с выявленным вирусом папилломы человека, который никак не проходит, несмотря на лечение, и они уже практически уверены в неминуемости рака шейки матки.

Получается так: пациенток из первой группы крайне трудно заставить регулярно сдавать эти анализы, а пациенток из второй группы - успокоить и заставить не паниковать по поводу наличия у них ВПЧ. Я решил дать комментарии на 5 наиболее частых вопросов, касающихся этой проблемы, которые будут одинаково полезными обеим группам пациенток.

Для продолжения повествования крайне важно разобраться с понимаем «скрининг».

Скриниг (проверка) - это мероприятия, направленные на снижение риска заболеваемости. То есть конечной целью скрининга является не проведение самих мероприятий, а снижение заболеваемости. Можно привести пример с аэропортом: предполетный досмотр - это тоже своего рода скрининг, в задачу которого входит не пропустить на борт запрещенные предметы, но конечной целью является обеспечение безопасности полетов. Да, во всем этом много на первый взгляд абсурдного: просят выбросить воду, пристрастно обыскивают детей и стариков, просят снимать ремень и обувь. Мы, ворча, смиренно это все проходим, но думаю, никто из вас не подпишется под тем, чтобы всю эту «глупость» отменить и никого перед полетом не проверять. Все понимают, что это обеспечение безопасности. Все мероприятия предполетного досмотра появились не просто так, они продуманы, просчитаны и утверждены во всем мире. Суть в том, что если их выполнять, вероятность, что на борту произойдет нежелательный инцидент, близка нулю. Собственно, мы может наблюдать действенность этих правил - с момента введения подобных досмотров не было ни одного случая угона самолетов или взрывов на борту.

Регулярное исследование клеток шейки матки (цитологический мазок) и сдача анализа на ВПЧ высокого онкогенного риска являются скринингом рака шейки матки. То есть конечной целью является не допустить развития рака шейки матки у конкретной пациентки. Эффективность скрининга высокая, если его проходить правильно и регулярно, вероятность заболеть раком шейки матки крайне низкая, но не нулевая. То есть важно просто проходить все эти мероприятия, как досмотр в аэропорту - рутинно и спокойно и принимать это как неизбежность. В скрининге важно, чтобы он был постоянным и шел строго по графику и включал в себя только те действия, которые предусмотрены программой. Любая самодеятельность вносит сумбур и нарушает программу. Например, если вы очень часто сдаете анализы или без показаний проходите кольпоскопию - вы нарушаете правила скрининга и не всегда понятно, что делать с результатами анализов. Еще раз повторю - важно просто делать то, что прописано, и все.

Далее, как на том же досмотре: если у вас выявилось что-то подозрительное, вашу сумку или вас будут прицельно досматривать и не обязательно, что это подозрительное на самом деле окажется запрещенным предметом, но досмотр будет проведен обязательно. И еще важный момент, в процессе досмотра не надо делать то, что не предусмотрено, так как эти осмотры не существенны. Скажем, не надо при прохождении через рамку широко открывать рот и предъявлять справку о прохождении колоноскопии и гастроскопии, как и не надо досматривать провожающих, снимая с них ремни и обувь. Это к вопросу об избыточности проверок себя и партнеров в попытке таким образом защититься от рака шейки матки. Эти исследования не нужны, так как они не влияют на конечную цель - обеспечение безопасности или снижение заболеваемости.

  1. Регулярно, без напоминаний, не полагаясь на врачей, надо сдавать цитологический мазок (желательно жидкостную цитологию) 1 раз в 3 года. По последним данным, оптимально начинать скрининг с 25 лет и сразу же его объединять с анализом на ВПЧ высокого онкогенного риска (не дожидаясь 30 дет, как раньше). Окончание скрининга 65 лет. Нет, не потому что дальше не жалко женщин, а потому что если в последние 10 лет перед 65 годами все были чисто, то в последующем вероятность рака равна нулю. Анализы желательно сдавать в независимой лаборатории. Трудно доверять мазкам из ЖК и больниц, так как там, чаще всего, нет полноценного описания препарата и не используются международные номенклатуры постановки диагноза.
  2. Не надо сдавать анализ на ВПЧ мужчинам. Эта тема закрыта. ВПЧ не лечится ничем. Кондиломы на половом члене вызываются не онкогенными типами. Презервативы не полностью спасают от ВПЧ. Если у вашего партнера есть ВПЧ, то ничего с этим не сделаешь - мировая медицина предлагает не знать этого и просто жить дальше, так как инфицированность партнера после начала половой жизни с ним на вас уже не влияет, то есть он вас снова не заразит и на течение дисплазии, если она у вас есть или была, это не повлияет. В этом случае важен только ваш иммунитет.
  3. ВПЧ не лечится ничем, а препараты для повышения иммунитета не эффективны. Все, что вам пропишут в виде таблеток, уколов, свечей, мазей, капельниц и т.п - в помойку. Это не работает. С ВПЧ должен справиться ваш иммунитет. Он не справляется в следующих случаях: врожденный дефект иммунитета, курение, много (более 3х) родов, стресс (особенно часто комбинация тревожно-депрессивного расстройства с фиксацией на страхе перед ВПЧ), ВИЧ, прием иммуносупрессивных препаратов (глюкокортикоиды), декомпенсированные хронические заболевания (сахарный диабет). Лечение дисплазии (как и ВПЧ) только хирургическое: иссечение части шейки матки (эксцизия или конизация).
  4. Кольпоскопию следует делать только по показаниям: наличие изменений в цитологии или положительный ВПЧ. Пример с досмотром - сумки потрошат не у всех, а только у тех, у кого выявилось что-то подозрительное. Примите как факт - подавляющее большинство гинекологов не разбираются в кольпоскопии (поверьте моему огромному опыту, я ежедневно смотрю чужие заключения кольпоскопии). Вся «патология» часто ограничивается или безопасными «белыми пятнами» или таким же безопасным нежным ацетобелым эпителием. Тонкости оценки патологических элементов окраски уксусом требует особой подготовки и опыта насмотренности. Поэтому очень часто пациенток кошмарят кольпоскопической картиной при нормальной цитологии и отсутствии ВПЧ. Еще раз повторю - просто так кольпоскопию делать не надо и, если уж она показана, то делать ее надо только у специалистов, занимающихся патологией шейки матки. Собственно, так устроено во всем мире.
  5. Про вакцину. Она безопасна, к бесплодию не приводит. Она наиболее эффективна до начала половой жизни с 9 до 12 лет. Можно делать позже до 26 лет - эффективность будет ниже. До 45 лет вакцина нужна только тем, кто предполагает менять партнеров как перчатки, или если хочет поддержать материально производителя вакцины. Проведение вакцинации не исключает необходимость проходить тот же скрининг. И да, вакцина не лечит ВПЧ. Довольно часто после хирургического лечения дисплазии назначают вакцину - зачем? Я не вижу в этом никакого смысла. Вакцина не лечит ВПЧ, то есть это только профилактика будущего заражения. То есть она вам нужна, если вы предполагаете, что в будущем встретите партнера, у которого будет ВПЧ причем тех типов, которых не было у вас. Думаю, это большая редкость. Даже если вы такого найдете, не факт, что вы заразитесь - ваша иммунная система может быть уже заряжена против ВПЧ, а если заразитесь - не факт, что ВПЧ начнет менять клетки, приводя к дисплазии.

Вот основные спорные вопросы, которые приходится часто обсуждать с пациентами. В заключении хочу вас призвать относиться к этому скринингу, так же как к досмотру в аэропорт - принимать как факт и понимать, что это все ради вашей безопасности.