Блог
Методы лечения и препараты Контрацепция

Ложные надежды

5 марта 2025 года в New England Journal of Medicine вышла оригинальная статья под названием «Лечение мужчины-партнера для предотвращения рецидива бактериального вагиноза». И не успела она выйти, как новость стала распространяться по соцсетям с призывом задуматься о том, что от баквагиноза надо лечить не только женщин, но и мужчин, чтобы предотвратить рецидивы заболевания. На самом деле, проблема частых рецидивов баквагиноза - одна из нерешенных проблем в мировой гинекологии, поэтому любые идеи на этот счет активно обсуждаются.

Итак, в исследовании участвовали: 81 пара, у которых лечение получали оба партнера и 83 пары, где лечение получала только женщина. Наблюдение за возможными рецидивами заболевания проводили в течение 12 недель. В первой группе, где лечились оба партера, рецидив произошел у 24 из 69 женщин (35%) в пересчете (частота рецидивов 1,6 на человека в год). В контрольной группе, где лечение получала только женщина - у 43 из 68 женщин (63%) (частота рецидивов 4,2 на человека в год). Таким образом, заключили авторы, абсолютная разница рисков составила 2,6 рецидивов на человека в год.

В целом, может показаться, что полученные результаты вполне убедительны и их можно претворить в жизнь, но медицинская наука сложна, и в ней не все так очевидно.

Проведенное исследование включало слишком мало участников. Для достоверного исследования 80 человек недостаточно. Кроме этого, подобные исследования уже проводились и было показано, что «хотя бактерии, ассоциированные с БВ, можно обнаружить на мужских гениталиях, лечение половых партнеров-мужчин не принесло пользы в предотвращении рецидива БВ». Мне удалось найти множество исследований, подтверждающих это утверждение. В частности в мета-анализе 8 исследований (1200 участников) "Impact of Partner Treatment on Bacterial Vaginosis Recurrence: A Meta-Analysis» от 2017 года было показано отсутствие значимого снижения рецидивов при лечении партнеров.

Таким образом, мы можем наблюдать, как в очередной раз слабенькое, неинформативное исследование приобретает хайповый характер благодаря вирусному распространению в социальных сетях. При этом никто не обращает внимания на то, что данный вопрос уже полностью и достоверно изучен, и тема закрыта. Именно так зарождаются известные медицинские мифы, например, о роли дефицита витамина Д в патогенеза множества заболеваний и патологических состояний.

Что такое на самом деле бактериальный вагиноз и почему не могут справиться с его рецидивами?

Баквагиноз - это дисбактериоз влагалища, возникающий в результате замены нормальных видов лактобактерий, которые производят перекись водорода и молочную кислоту, на высокие концентрации анаэробных бактерий, включая Gardnerella vaginalis , виды Prevotella , виды Mobiluncus , Atopobium vaginae и другие бактерии.

Все эти бактерии в норме проживают во влагалище в небольшом количестве и не могут создавать большие колонии, так как им мешает кислота и перекись водорода, производимая лактобактериями, а также местный иммунитет.

И тут важно ввести понятие «заражение». Заразиться можно только теми инфекционными агентами (вирусами, бактериями), у которых такие свойства есть. Например, гонококки - обладают способностью к заражению и в норме не могут жить в организме человека, и если попадают в организм, вызывают заболевание.

У условно-патогенной флоры нет способности «заражать» организм. Эта флора живет в человеке и не мешает ему, но может вызывать заболевания при ослаблении иммунной системы человека. Условно-патогенные микроорганизмы могут передаваться между людьми, в том числе при половых контактах, но это не приводит к заболеванию. То есть увеличение количества условно-патогенной флоры не повышает шансы на их размножение и формирование колонии. Проще говоря, у вас есть 10 гарднерелл и у вашего партнера 50 гарднерелл - в процессе полового акта его 50 гарднерелл попали в ваше влагалище. У вас стало 60 гарднерелл - и это не может привести с развитию бактериального вагиноза. Эти дополнительные гарднереллы покинут вас с выделениями в ближайшие часы после полового акта. А вот, если у вас не было хламидий, а у партнера было заготовлено для вас 10 хламидий, и в результате незащищенной любви эти 10 хламидий приехали к вам, у вас случится заболевание хламидиоз. В последнем случае важно лечиться обоим партнерам, так как если вылечитесь только вы, ваш партнер будет вас постоянно заражать.

Что же провоцирует развитие баквагиноза, а также молочницы, а также частого микста молочницы и баквагиноза, а также цистита, который в подавляющем большинстве случаев вызывается той же условно патогенной кишечной палочкой? Провоцирует локальное снижение иммунитета, которое возникает на фоне стресса. На фоне стресса кортизол снижает синтез провоспалительных цитокинов (например, IL-1, IL-6, TNF-α), ослабляя врожденный иммунитет. Уменьшается количество и активность Т- и В-лимфоцитов, что нарушает адаптивный иммунитет. Угнетается функция макрофагов и нейтрофилов, что ухудшает способность организма уничтожать патогены. На фоне стресса повреждаются слизистые оболочки, снижается выработка муцина и антимикробных пептидов, а также нарушается целостность

эпителиального барьера (из-за оксидативного стресса), что облегчает проникновение патогенов.

Продолжим, на фоне стресса снижается доля полезных бактерий (Lactobacillus), конкурирующих с условно-патогенными видами. В ответ на это условно-патогенные микроорганизмы начинают доминировать:
  • из-за ослабления иммунного надзора (снижение активности NK-клеток и Т-лимфоцитов),
  • в результате изменения pH и доступности питательных веществ в тканях (например, при стрессе повышается уровень глюкозы, что стимулирует рост бактерий).

В результате всего этого на фоне стресса создается «окно уязвимости» за счет:
  • Снижения эффективности врожденного и адаптивного иммунитета.
  • Нарушения баланса микробиоты и ослабления барьерной защиты слизистых оболочек.
  • Возникновения возможностей для условно-патогенных микроорганизмов размножаться и вызывать заболевание.

Таким образом, при возникновении различных вагинитов и циститов нам надо искать стресс, который все это спровоцировал. Чаще всего этот стресс не замечается, так как он прикрыт вторичными выгодами или кажется неочевидным. Незамеченный и не устраненный стресс становится причиной рецидивов заболевания. В таких ситуациях врачи, которые не могут объяснить это пациентке, а вместо этого предлагают дополнительные обследования и новые сложные схемы лечения лишь усугубляют этот стресс. Важно это знать и лечить лишь эпизод заболевания, а для профилактики рецидивов отправлять к психотерапевту.

В заключении, хочу ответить на вопрос - почему в результатах проведенного исследования частота рецидивов в парах, где лечились оба партнера, была ниже? Я считаю, что факт того, что женщины видели, как их партнер совместно с ними пил таблетки и мазался кремом, оказывало дополнительное психотерапевтическое воздействие, которым и объясняется подобный результат. Женщин успокаивало понятное объяснение возникшего у них вагинита, простой и понятный механизм устранения проблемы: причина в партнере, и вот он лечится. Вовлеченность партнера в решение проблемы, совместное «страдание», партнерство в решении проблемы, возможно, усмотренное в лечении партнера «наказание» за свое страдание - все это могло снизить вероятность рецидива, но не полностью решить проблему. Так как полностью решить проблему может только выявление причины стресса и его устранение.