Проходят годы, за ними роды, и вот приходит наша героиня на прием показаться, а тут «на тебе», опять шейка гинекологу не нравится, опять, говорит, «эрозия» на ней, надо все по новой, сдавать, лечить, прижигать. Второй капитал плавно переходит в «фонд помощи несчастным шейкам». И думаете на это все заканчивается? Нет, на шейке ведь еще кисты находят, которые «обязательно надо удалить», шейка может иметь «рубцовые изменения», а это «никуда не годится». Ну, и как же без «белых пятен» на шейке при кольпоскопии — любимый аттракцион гинекологов. Зрелищно, убедительно, прибыльно. Короче — мажь Люголем шейку и «твори добро».
Понимаете, где-то в недрах вашего естества живет себе шейка матки, которую вы никогда вживую не видели, разве что пальцем прикасались. И вот с этой вашей шейкой реально «творят», что на душу придется, а вы, ведомые страхом и неведением соглашаетесь. Во всех этих действиях присутствует то какая-то несуразная избыточность, то наоборот — недопустимое попустительство. Поэтому решил вам написать «Кодекс охраны шейки матки».
«Кодекс охраны шейки матки» основан на данных международных рекомендаций и российских требованиях Минздрава, которые ничем не отличаются от принятых во всем мире. Врачи должны знать эти рекомендации как «Отче наш», но часть их даже не читали, часть не знает, что они существуют, но все пользуются тем, что эти рекомендации не знаете вы.
«Кодекс охраны шейки матки»
- Впервые увидеть шейку матки можно после начала половой жизни. Чаще всего она будет не нравится гинекологу, так как на ней якобы есть «эрозия» и нужно проводить обследование и лечение. Это не верно. «Эрозией» называют расположенный на поверхности шейки цилиндрический эпителий, выстилающий ее канал. Это нормальный этап «дозревания» шейки, который может занимать годы после начала половой жизни. Это не болезнь, этот эпителий не надо прижигать. Видимый стык двух эпителиев на поверхности шейки позволяет следить за возможными изменениями и вовремя принимать меры. «Прижигание эрозии» — это проявление «врачебной самодеятельности», можно даже сказать, вредительство. В результате этот стык эпителиев уходит глубоко в канал, что существенно затрудняет диагностику, и в этом случае можно пропустить изменения.
- Есть только 2 ситуации, когда требуется «прижигать эрозию». Кровянистые выделения после полового акта (из-за поверхностных сосудов на цилиндрическом эпителии) и обильные ежедневные слизистые выделения, которые мешают повседневной жизни. Все, больше поводов нет. Хороший тест, на то, что перед вами грамотный врач — он никогда не будет произносить фразу: «У вас эрозия». Он может сказать: «У вас есть эктопия на шейке, ничего страшного, главное — это результат цитологии».
- Главным, и, по сути, основным «показателем здоровья» шейки матки является результат цитологического исследования клеток ее эпителия. Согласно международным рекомендациям и рекомендациям Минздрава этот цитологий мазок с шейки матки надо сдавать с 21 года до 69 лет 1 раз в три года, не чаще. Оптимально сдавать «жидкостную цитологию». Этот вид цитологического исследования точнее обычной цитологии. В 30 лет цитологический анализ дополняется анализом на ВПЧ высокого онкогенного риска. Если ВПЧ нет — наблюдение можно продолжить с той же частотой — 1 раз в три года. Если положительный — 1 раз в год. Есть разные взгляды на вопрос, сдавать ли анализ на ВПЧ до 30 лет? До 30 лет анализ на ВПЧ сдается только при наличии изменений в цитологическом мазке. Предполагается, что до 30 лет ВПЧ самостоятельно исчезает у 90−92% женщин. Есть мнение, что сочетание цитологического мазка с анализом на ВПЧ улучшает диагностику. Однако при нормальной цитологии знание того, что у вас есть онкогенный ВПЧ может ввести вас в уныние, при том, что ВПЧ никак не лечится. Поэтому компромиссом может быть анализ на ВПЧ в 25 лет. Если его у вас его нет — вернуться к цитологии 1 раз в три года, а если есть — переходить на ежегодную цитологию до 30 лет и там уже повторять анализ на ВПЧ. Суть всех этих действий — дождаться естественного ухода ВПЧ из вашего организма. Напомню, что это произойдет у 90−92%. Любые другие схемы прохождения цитологического мазка являются персональным творчеством врачей или бессмысленным требованием диспансеризаций. Все процессы на шейке развиваются очень медленно, могут быть временные, обратимые изменения. Именно поэтому не следует часто брать анализы. Это как каждые 10 минут проверять готовность пирога, который должен выпекаться 40 минут. Очевидно, что во время промежуточных оценок он будет недостаточно пропеченным)
- Кисты шейки матки, лейкоплакия, рубцовая деформация шейки и все остальные «чудеса», которые видит врач на шейке (за исключением полипа цервикального канала и элонгации шейки), следует игнорировать. Это неопасные изменения, в лечении они не нуждаются, на жизнь, любовь и беременность они не влияют.
- Кольпоскопия — это поисковый метод, который всегда следует за результатом цитологического исследования. Его суть — найти, где конкретно на шейке матки располагаются атипические клетки, которые были выявлены при цитологическом исследовании. То есть очевидно, что, если в цитологии атипических клеток нет, то искать нечего. Конечно, есть исключения. Медицина сложная и не точная наука, но важно помнить, что интерпретировать данные кольпоскопии можно только через результаты цитологии. К примеру, ацетобелый эпителий, нежная мозаика или нежная пунктуация могут в норме отражать физиологический процесс трансформации эпителия и легкую дисплазию. Самый любимый аттракцион гинекологов — белые пятна на шейке можно вообще игнорировать. Эти белые пятна бывают в норме и ничего не значат. Эта окраска сейчас в основном применятся только для хирургической разметки шейки перед операцией.
- Что делать? Перестать доверять заботу о своем драгоценном здоровье врачам. Во-как! Да, именно так, потому что, я постоянно слышу на приеме: «Что-то взяли, я не знаю, что и не помню, когда, но сказали, что вроде нормально, но анализа у меня нет». Сами следим за регулярностью цитологического исследования. Сдаем только жидкостную цитологию, лучше всего в независимых лабораториях. В 25 лет можете дополнительно сделать анализ на ВПЧ высокого онкогенного риска. В 30 лет анализ на ВПЧ обязателен. Далее действуем в зависимости от результата. Подробные алгоритмы действий при различных заключениях цитологии в моей книге «В зоне риска». Полагаться на цитологии при диспансеризации или в ЖК не стоит, там качество может сильно хромать.
Док, а зачем нам все это? Для того, чтобы не пропустить изменения, которые могут привести к раку шейки матки — к очень плохому раку. Он себя никак не проявляет, пока не достигнет стадии, когда лечение, по сути, уже мало перспективно. Летальность от такого рака составляет более 50%, средний возраст — 45−50 лет. В странах, где цитологический скрининг организован государством, удалось снизить частоту рака шейки матки до 3−4 случаев на 100 тыс. В нашей стране 14−15 случаев на 100 тыс., и ежегодно этот показатель растет. Подробнее об этой проблеме увлекательно написано в моей книге «В зоне риска», как ее купить знает Яндекс) В посте только основные моменты.
Друзья, никто кроме вас не позаботится о вашем здоровье, любите и оберегайте себя. Следите сами за регулярным цитологическим исследованием и не поддавайтесь на провокации врачей, желающих сделать с вашей шейкой все что угодно, кроме того, что на самом деле нужно.