Блог
Забота о теле и душе

Не отбирайте у меня болезнь!

Закончились новогодние праздники, было сказано множество тостов, и самым частым пожеланием, конечно, было пожелание здоровья. «Было бы здоровье, остальное приложится», - часто говорят люди. «Никто не любит болеть» - без колебания скажете вы. А если я скажу, что довольно много людей вокруг вас и, возможно, даже вы нуждаетесь в наличии у вас «болезней»? Док, возможно вы сильно «отдохнули» на праздниках, но что это за вопросы? Никому не нужны болезни. Болеть плохо и отвратительно. Как это можно «хотеть болеть»? А давайте вспомним ваше детство, как вы не хотели идти в школу. Кто-то грел градусник на батарее, кто-то ел сахарок с каплями йода, а были и те, кто сосульку на морозе облизывал, чтобы горло заболело. И вот авантюра удалась, мама выносит вердикт - остаешься дома, постельный режим, чай с вареньем и больше спать. В школу не ходим, внимание родных (которого не было раньше в таком количестве) в избытке, готовят вкусное, балуют апельсинами, поправляют подушку и никаких домашних дел и уроков. Болезнь на самом деле не такая уж и серьезная - температура, кашель, ну голова поболит, зато как хорошо, когда вокруг тебя такая райская и не доступная в другое время жизнь налаживается. Мозг наш это удовольствие запоминает, а также запоминает то, с чем это удовольствие связано, то есть с болезнью. Со временем неприятные нюансы самой болезни тускнеют, но связка между крайне приятным вниманием к себе, исполненным заботы и любви, и наличием болезни становится крепкой и со временем все более устойчивой. Особенно если вне болезни отношение к вам меняется в обратную сторону. Вам не хватает внимания и заботы, вас перестают замечать и прислушиваться к вашим уже душевным переживаниям. «Что ты такая хмурая ходишь … дай лоб потрогаю, нет ли температуры? Да нет, лоб холодный, не болеешь, иди уроки делать». А на душе вам нехорошо. А близких это не волнует, их волнует только температура, кашель, боли в животе. Все это и формирует довольно распространенную детскую фантазию о том, что вот я заболею и даже умру и вот потом вы все поймете, как мне было плохо, обратите на меня наконец-то внимание, а будет уже поздно… Как говорится: «Назло маме выколю себе глаз».

Многие перерастают этот период взросления и начинают разбираться в оттенках человеческих отношений. А для кого-то модель: «болезнь, как способ привлечения внимания к себе и управления окружающими» становится доминирующим инструментом в жизни. Более того, человек не только не перерастает эту модель, а совершенствуется в ней. Появляется целый набор «болезней», которые никогда не проходят, часто обостряются и определяют всю жизнь человека. Но главное, весь этот «театр болезней» обязательно должен иметь зрителей, так как играется не для себя, а для окружения. Целью постановки является получение от окружения желаемого: внимания, любви, определенных действий или бездействий и т.п. Думаю, часть моих читателей, имеющих специальное образованием, уже догадались. Речь идет об истерии. Да, «истерия» или «истерический невроз» - это болезнь. Термин «истерия» происходит от греческого «hystera» - матка; древние считали, что заболевание характерно только для женщин и связано оно с "блужданием матки по телу».

Суть заболевания в том, что человек, столкнувшись с проблемами и конфликтами, которые не может (не умеет и/или не хочет) разрешить, использует механизм «бегства в болезнь». При этом всегда присутствует «условная приятность и желательность» болезненного симптома. Наличие болезненного симптома обязательно должно давать выгоду больному, а реализация этого симптома должна иметь зрителей. Тут работает механизм условного рефлекса, который закрепляется каждый раз, когда эффективно срабатывает. Ранее самыми распространенными симптомами истерии были парезы, параличи, глухота, слепота. Пациенты годами лежали в постели, ничего не видели и не слышали, а виднейшие врачи того времени ничем не могли им помочь. Прозрение или излечение нередко наступало в результате какого-то сильно магического стимула, в который верил пациент. Так впервые прославился Мейсмер со своим «магнетизмом», исцелив магнитами слепую уже много лет дочь богатой семьи в Вене. Сейчас истерия никуда не делась. Симптомы истерии трансформировались. На первое место выходят картины сердечно-сосудистых заболеваний, которые у нас упрощенно объединили под термином ВСД.

Нарушения слуха и зрения случаются редко, а вот парезы и параличи трансформировались в различные боли в теле, слабости в конечностях. Чаще всего эти симптомы врачи классифицируют как «остеохондроз», «межпозвоночные грыжи», «артриты», «подозрение на рассеянный склероз». Суть в том, что при истинной «истерии», когда есть уже деформация личности, а также при «истерических реакциях», когда истерические симптомы используются ситуационно и они еще не закрепились условным рефлексом, истинных болезней нет. То есть при парезах или параличах зоны выпадения чувствительности не соответствуют зонам истинной иннервации определенных нервов. При слепоте или глухоте нет поражения этих аппаратов. Да, выявляются мелкие грыжи, какие-то небольшие очаги демиелинизации при МРТ (рассеянный склероз), реактивные изменения в крови (артриты), но четкий диагноз поставить не удается. Очевидно, это не означает, что нет истинных грыж диска, рассеянного склероза и ревматических заболеваний, просто истерия, которую Жак Шарко (один из пионеров в ее изучении) называл «великой симулянткой», может имитировать практически любое заболевание. Главное условие: наличие зрителей, любой выгоды и «условной приятности и желательности» болезни. Истерией преимущественно болеют женщины, но у мужчин эта болезнь также встречается. С помощью истерии женщины управляют своими домочадцами, мужьями, рабочим коллективом.

Больные истерией любят посещать только определенных врачей - тех, которые «ведутся» на все их демонстративные симптомы, «внимательно выслушают и запишут все жалобы», «проникнутся сочувствием», «назначать дополнительные обследования и визиты». Нередко такие пациентки приходят на прием с близкими или родственниками, чтобы было больше зрителей и чтобы правильный доктор «легитимизировал» их болезнь и страдания. Ох, как же не любят такие пациентки врачей, которые «забирают» у них болезни, говорят, что все с ними хорошо, а то, что с ними происходит, им только кажется. Такую информацию, как правило, воспринимают в штыки, агрессивно. «Как это я здорова?!», - говорят они. «Вы разве не видите, какие у меня лейкоциты, что у меня высеевается в бакпосеве? Почему вы не хотите обратить на это внимание и назначить мне лечение?». Получается, что таким пациентам категорически никогда нельзя выздоравливать, так как болезни - есть фундамент их устойчивого существования и единственный эффективный метод взаимоотношения с миром и окружающими. Как вы догадываетесь, пациенты с истерией ведут такой образ жизни неосознанно, то есть это не сложный, тщательно продуманный план по манипуляции близкими. Это выученный способ жизни, к которому есть определенные врожденные предпосылки, которые реализуются через особенность воспитания, что в конечном итоге приводит к деформации личности.

При развитии деформации личности теряется «критика», поэтому на уровне логики общение невозможно. Вылечить таких пациентов крайне трудно. От них устают близкие и врачи. Описывают случай, когда один известный нейрохирург, наблюдавший таких пациентов с длительным параличом, однажды не выдержал бесконечных жалоб и стенаний пациентки. Будучи на обходе, он сказал коллегам, что сейчас мгновенно вылечит эту пациентку и попросил их выйти из палаты. После через несколько минут вышел сам. Через мгновение из палаты на собственных ногах выбежала «много лет парализованная» пациентка. Когда врача спросили, что же он такого сделал? Он ответил: «я просто поджег ее кровать». Эта жестокая история довольно ярко показывает как ведет себя истерия, как по отношению к пациенту, так и по отношению к врачам.

Истерия, это довольно токсичная болезнь для окружающих. При истерии мнимое заболевание используется как способ управления действительностью, то есть образ болезни мучает близких. Забрать этот «инструмент порабощения» у истерика крайне трудно - он будет сопротивляется, усугублять свои симптомы и не подпускать к себе врачей, готовых их разоблачить.

Но есть и другое состояние, очень похожее на истерию, но это история токсична в первую очередь для самого пациента. Это соматизированные неврозы. Такие неврозы также возникают по причине нераспознанного конфликта между «я хочу» и «я имею». Решением этого конфликта становится не демонстративная болезнь, как при истерии, а «игнорирование» проблемы. То есть тоже конверсия, но другого типа. Длительное игнорирование приводит к перенапряжению нервной системы, что выливается в появлении соматоформных расстройств и заболеваний, ассоциированных со снижением иммунитета (за счет базовых механизмов стресса). Это молочницы, баквагинозы, обострения герпеса или циститов, простудные заболевания и тд. Сюда же относятся кожные проявления - экземы, дерматиты, усиление проявлений псориаза, ГЭРБ, бронхиальная астма, ДЖВП.

В данном случае пациента мучают эти болезни, и он хотел бы от них избавится, но это не получается, так как большинство врачей «никак не могут понять, что со мной происходит», анализы ничего конкретного не показывают или лечение помогает на короткий срок и далее все по кругу». То есть тут нет «условной приятности и желательности» болезни, тут измученный болезнью пациент, желающий выздороветь. И еще одно важное отличие - близкие не вовлечены в болезнь настолько сильно, чтобы можно было бы ими управлять. Это такое персональное страдание от неведения истинной причины недуга.

Рассказывая пациенткам про подобный соматизированный невроз, я говорю, что он как «чужой» держится за вас двумя лапами: первая - не знать истинную причину конфликта между «я хочу» и «я имею», то есть прямо не давать вам задуматься об этом, как провал в памяти. Вторая лапа - иметь «логичное медицинское объяснение вашим симптомам», например, зуд вызван воспалением. Если первой лапой невроз хватается за человека сам, то вторую лапу активно привинчивают к пациенту сами врачи, щедро одаривая множеством диагнозов и подозрений.

Лечение в подобном случае перспективнее, чем при истерии. Невроз надо «отрывать» из человека за лапы: врач - клиницист должен правильно поставить диагноз и показать отсутствие истинного заболевания. Далее работа психотерапевта - выявить истинную причину конфликта и научить пациента не конвертировать проблему в игнорирование, а всегда «препарировать» и осознавать, из чего она состоит. Все это возможно только до момента, пока не сформировалась «невротическая деформации личности». Когда это происходит, критика теряется, и общение с пациентом на уровне логики невозможно. То есть до формирования деформации личности можно еще активно отрывать «лапы невроза», отбирать у человека болезни и указывать на истинную причину проблемы, это хоть и трудно, но получается. И при таком неврозе, в отличии от истерии, пациент готов расстаться с болезнями, когда ему объясняют, что лежит в основе патологического процесса, и готов эту причину устранять, чтобы болезни не вернулись.

Вот так, оказывается, когда вы желаете кому-то здоровья, ваше пожелание может иметь совсем иное значение. Фраза «никто не любит болеть» не такая уж однозначная. Вокруг вас есть много людей, которые «живут» своими болезнями, любят о них рассказывать, собирать в корзиночку сочувствия и искусно манипулировать этим. Вся медицинская отрасль вокруг них - это огромная реквизитная: МРТ, капельницы, процедуры, реабилитационные центры - одни обходят все это стороной, но для особой категории граждан это желанные места пребывания. И как сказал Костик из «Покровских ворот»: «Осчастливить против желания - нельзя!», так и вылечить человека, для которого болезни - это эффективный и привычный инструмент жизни, практически невозможно.