Скажите, если у вас высокая температура, к примеру 39,5 С, держится несколько дней и никак не спадает — вы переживаете? «Ну, конечно», — ответите вы, это же наносит вред всему организму. Ее скорее надо снижать, чтобы не пострадали все органы, особенно мозг, для этого и тряпочку, смоченную холодной водой, надо положить на лоб. ОК. Скажите, если вы объявите голодовку, если совсем ничего есть не будете — ваш организм будет при этом страдать? Док, зачем эти вопросы? Понятно — страдать будет, чем дольше я не буду есть, тем сильнее он будет страдать. ОК. В обоих этих примерах вам вполне понятен механизм повреждающего действия: высокая температура и отсутствие поступления пищи (энергии) в организм. Все логично, как появление синяка после удара ногой об угол стола.
Но когда в нашу жизнь приходит стресс осознанный и чаще неосознанный, мы говорим и думаем о нем: «У меня завал на работе, я так устаю, времени ни на что нет, ни сил, ни желания», «С мужем/партнером что-то не ладится давно, растет напряжение, но вырулим», «Решили забеременеть, что-то не получается уже больше года, ходим к врачам, как на работу, ничего конкретного не говорят, уже не верю, что что-то получится». В течение длительного времени человек находится в этих обстоятельствах, если спросить его, как это отражается на его организме, то ответ будет довольно расплывчатый. «Конечно, я устаю, хуже стала выглядеть, вес прибавился / резко похудела, настроение снижено, либидо упало, простуда зачастила». При этом никто не сможет точно сказать, а изменяется ли что-то внутри организма и что конкретно меняется во время всех этих душевных волнений и испытаний. Чаще всего в сознании обывателя стресс — чисто разговорное понятие, оторванное от внутренних органов и физиологических процессов. Стресс — это про поговорить. А еще так говорят: «Я работаю — мне не до стрессов, стресс — это для тех, у кого много свободного времени для душевного рукоблудия».
Давайте разберемся, что происходит в организме, когда он испытывает стресс.
Стресс и реакция на него, дорогие мои читатели, появился раньше, чем эволюция задумала делать живые существа из двух и более клеток. Если тыкать палочкой в инфузорию туфельку, то она будет испытывать стресс, и, соответственно, на него реагировать. Эта функция — самая базовая для всех живых существ. Весь наш организм окутан охранной системой. Эта система работает помимо вашей воли, вам остается только пугаться (то есть эмоционально оценивать ту угрозу, которую отражает организм). Песчинка прилетела в глаз — веки быстро закрылись, кусок пищи попал в гортань — появился кашель, спросили у вас за спиной в ночной час на улице, как пройти в библиотеку, ваш организм или сразу убежал, или огрел вопрошающего сумочкой по голове, а уже потом становится понятно, что это муж так оригинально шутит. Короче, вы своей охранной системе не хозяйка, но можете немного увеличивать или уменьшать ее чувствительность и реактивность. Что же происходит в организме, когда вам что-то начинает резко угрожать, то есть возникает острый стресс? При остром стрессе в первую очередь мозг должен запустить «Турбо режим» или «режим Бога», так как надо или убегать, или сражаться, или замереть, прикинувшись мертвым. Этот режим реализуется непосредственно через спинной мозг, который напрямую активирует мозговой слой надпочечников, в свою очередь выделяющий в кровь адреналин и норадреналин. Например, напал зверь, откусил ногу, из раны хлещет кровь, ее объем падает. Надо спазмировать сосуды и поднять давление, чтобы кровоснабжать мозг, сердце и легкие, дабы эта троица организовала отход в безопасное место и сообразила, как себе помочь (бинтик, жгутик, морфинчик). Адреналин сокращает сосуды, повышает давление, увеличивает частоту сердечных сокращений, улучшает дыхание за счет расширения бронхов, останавливает пищеварение, заставляет печень выбрасывать в кровь глюкозу и растворяет запасы глюкозы в печени. Глюкоза — основное топливо для организма, для возобновления его запасов адреналин начинает разрушать мышцы и жировую ткань, чтобы получить компоненты для сборки глюкозы в печени. Стиль работы адреналина, как у погромщика в период протестов. Разбирают все, что под руку попадется, чтобы сделать баррикады. Адреналин ломает свой же организм только для того, чтобы сделать глюкозу. И адреналину вообще фиолетово, какие последствия для организма оставит его деятельность. Главное — гнать глюкозу в сосуды. Очевидно, что такой режим работы крайне затратный и деструктивный для организма, может функционировать лишь ограниченное время. Это как дрифт на машине, который выглядит зрелищно, но покрышек хватает на 5 минут, а при ином использовании они могут служить годами. Далее идет процесс восстановления. Зверь убежал, вы выжили, жизнь наладилась. Собственно, для такой жизни и готовили человека на нашем синем шарике, пока человек не усложнил социальные связи, и не зацвел пышным цветом новый для нашего организма процесс, который называется невроз.
Вернемся к стрессу. В момент острого стресса помимо быстрой реакции через спинной мозг запускается «плановая» реакция на стресс, которой заведует кора надпочечников. В мозге синтезируется вещество (кортикотропин), которое заставляет гипофиз вырабатывать АКТГ (адренокортикотропный гормон), а он уже бежит в надпочечники и стимулирует их кору, в которой есть три слоя. Названия этих слоев трудные, я расскажу только суть их работы. В первом слое синтезируется вещество, которое регулирует уровни натрия и калия в крови. Объясню просто. Соль (натрий) притягивает воду. Если произошло кровотечение, организму надо не потерять объем крови, чтобы сердце продолжало работать. Мы можем не только спазмировать сосуды, чтобы не сливать кровь, но и задерживать жидкость в просвете сосудов. Жидкость держит натрий, значит, если мы дадим почкам сигнал не выводить, а сохранять натрий, то мы не будем терять жидкость и поддержим сосудистое русло заполненным. Этим и занимается альдостерон, синтезируемый в первом слое коры надпочечников. Во втором слое синтезируется кортизол. Этот гормон — главный по снабжению глюкозой в кризисный период и в период восстановления, его задача — повышать в крови уровень глюкозы и накапливать запасы глюкозы в виде гликогена. Для этого он:
разрушает мышцы, чтобы из белка достать аминокислоты;
разрушает жировую ткань, чтобы достать триглицериды;
разрушает кости, чтобы достать микроэлементы;
выключает две ненужные для выживания, но потребляющие много глюкозы, системы — иммунную и репродуктивную.
Все компоненты собираются воедино в печени, где идет активный синтез глюкозы. Как видите, кортизол вроде как восстанавливает систему после «Турбо режима», используя те же инструменты, что и адреналин, но при этом может и продолжить разрушительную деятельность дальше, если за острым стрессом следует хронический стресс. Это очень важный момент. Третий слой коры надпочечников производит андрогены. Андрогены не вовлечены в реакцию на стресс, не играют выраженной роли. В женском организме андрогены надпочечникового происхождения нужны для начала и поддержания процессов полового созревания, в последующем являются небольшим источником андрогенов, необходимых для синтеза женских половых гормонов, а также для формирования либидо.
Хорошая у нас получается история. В ответ на стресс наш организм, используя грубую силу сотрудников отдела «Надпочечники», крушит наш родной организм для создания глюкозы, лишает нас защиты от инфекций, выключая иммунную систему и не дает размножаться, выключая репродуктивную систему. Пережив острый стресс, наш организм не сразу возвращается к обычному состоянию. Параллельно включается глобальная система поддержания стресса. Острый стресс может быть очень коротким и даже незаметным явлением (например, грубое слова от партнера), но запущенный процесс глобального стресса, который изначально пришел на восстановление ресурсов, потраченных во время острого стресса, может задержаться надолго. Так как АКТГ из гипофиза стимулирует активность всей коры надпочечников, то вполне понятны и сопутствующие процессы, происходящие на фоне стресса.
В первом слое коры вещество, которое задерживает жидкость, тем самым повышает давление. Вот и артериальная гипертензия с последующим развитием гипертонической болезни и последствиями в виде инсультов.
Кортизол, начавший восстановление потраченной глюкозы и поддерживающий ее высокий уровень в крови, использует жир, мышцы и кости, что может приводить к снижению веса и потери мышечной и костной тканей.
Если для компенсации горя человек начинает активно потреблять углеводы (ведерко мороженного за вечер), то в крови создается избыток глюкозы, которая, вопреки желаниям, не останавливает стресс и продукцию кортизола, а при помощи других механизмов начинает откладываться про запас. Вот и набор веса на фоне стресса. Кроме того, надо помнить, что кортизол не только переводит имеющийся жир в глюкозу, но и способствует переводу всей поступающей пищи ПРЕИМУЩЕСТВЕННО в жировые запасы, чтобы обеспечить себя субстратом для синтеза глюкозы. Напомню, кортизол не только активно накапливает запасы глюкозы, но и не дает ее тратить на системы, которые требуют очень много энергии и не нужны для выживания здесь и сейчас. Это, как ни странно, иммунная и репродуктивная системы. Поэтому на фоне хронического стресса так легко и часто возникают различные инфекционные заболевания, нарушается цикл и/или не наступает беременность.
Уже если всю кору надпочечников активизировали, то и третий слой может добавить свои пять копеек. Повышение продукции надпочечниками андрогенов может быть ответственно за рост нежелательных волос по мужскому типу, акне, выпадение волос на голове.
Теперь нарисуем картину женщины в хроническом стрессе, которая приходит на прием к врачу: 30 лет, в целом все было хорошо, последнее время на тяжелой ответственной работе, все время стрессы, дедлайны (или другая хроническая стрессовая ситуация). Жалобы: нарушился цикл, набор веса, который плохо уходит, отечность, ухудшилось состояние волос и кожи, появились волоски на лице, акне, частые молочницы/баквагинозы/герпес, начала планировать беременность — ничего не получается. Какие-то боли внизу живота, стала чувствовать овуляцию, усилилась болезненность месячных и их обильность. Сдала на гормоны, повышен пролактин, но не существенно, есть повышение ДГЭА-сульфата, кортизола. В удлиненных циклах не было овуляции, находили кисты, которые сами проходили. И, не дай бог, в этой ситуации пациентке назначить гормональные контрацептивы или дюфастон — на этом фоне данные препараты становятся просто маленьким адком, что еще больше разочаровывает женщину. Такой усредненный портрет пациентки, замученной стрессом, а не гинекологией. Я очень надеюсь, что после прочтения этого поста вы поймете, что, находясь в хроническом стрессе (особенно нераспознанном), вы не просто «грустная такая», а все это время внутри вас идет процесс саморазрушения. Организм рушит себя и запасает ненужный жир для того, чтобы поддерживать внутри вас режим «Чрезвычайной ситуации», подвергает вас опасности, оставляя без иммунитета, и мешает реализовывать репродуктивную функцию. Главное, вспомните покрышки машины на дрифте — их ресурс тает с огромной скоростью, это сокращает время вашей жизни.